Главная | Уголовный юрист | Осваиваемое детьми содержание что это

Система обучения Л. В. Занкова — что это такое? Часть 1


Однако, разумеется, она не появляется сразу в развитой форме. Как происходит ее становление у дошкольников? Этот вопрос затрагивал в своих работах Д. Эльконин , , хотя он ограничивал предмет своего исследования развитием отношения ребенка к правилу в игре: Элькониным выдвинут тезис о том, что в ролевом поведении ролевой игре ребенка уже содержится определенное правило скрытое, неосознаваемое , которое постепенно выделяется и выступает для ребенка как условное правило: Эльконину, есть более или менее обобщенное знание о действиях и отношениях взрослых и правило в игре с правилами расцениваются как однородные, по сути своей, тождественные образования.

Такой подход позволяет Д. Эльконину рассматривать появление игры с правилами у ребенка как производное от ролевой игры: Здесь можно усмотреть некоторое противоречие с цитированным выше утверждением Д. Эльконина о том, что ребенок получает игры с правилами в готовом виде и овладевает ими как элементом культуры. Кроме того, в исследованиях Д. Эльконина содержатся данные, свидетельствующие о том, что дети приходят к игре с правилами и к условному правилу в ней не только через роль сюжет.

Он приводит результаты наблюдений за детьми в трех различных типах ситуаций: Эльконин указывает, что в первого рода наблюдениях на материале подвижных игр принятию и соблюдению готового правила игры в младшем дошкольном возрасте способствует его содержательная связь с ролью; в старшем дошкольном возрасте правило соблюдается и без ролевого обрамления: И, наконец, в третьем типе ситуаций, где детям предлагалось поиграть с новым игровым материалом и сформулировать правила игры, Д. Эльконин получил следующие результаты. Младшие дошкольники лишь манипулируют материалом, не развертывая сюжета и не формулируя правил.

Эти данные, скорее, указывают на параллельное движение в овладении ребенком игрой с правилами и в развитии сюжетной игры. Действительно, об этом в известной мере свидетельствует уже тот факт, что в среднем дошкольном возрасте в одних условиях при отсутствии готового правила ребенок руководствуется в игре сюжетом, а имея готовое правило, подчиняется ему без сюжетного, ролевого обрамления.

В данных наблюдениях прослеживаются две возможные линии: В своем теоретическом обобщении Д. Эльконин выделяет лишь последнюю. Однако эта линия сама по себе не объясняет появления у ребенка игры с правилами с ее специфическими характеристиками, особой логикой построения. Генезис детской игры с правилами исследовал Ж. Он вводит в свой анализ рассмотрение игры с правилами как социокультурного образования, как микромодели нормативного мира взрослых.

Удивительно, но факт! Знакомятся с цифрами, знаками для обозначения чисел. Однако эта линия сама по себе не объясняет появления у ребенка игры с правилами с ее специфическими характеристиками, особой логикой построения.

Пиаже специфика правила в игре с правилами заключается в том, что это норма, закон, обязательный для всех участников игры, то есть членов детского общества. Ранние истоки игрового правила он связывал с возникновением у ребенка уже к концу первого года жизни так называемых адаптивнных моторных схем, которые за счет их повторения ради удовольствия превращаются в ассимилятивные схемы, то есть в игру.

Повторение такой моторной схемы или индивидуального ритуала дает ребенку сознание закономерности, порядка, что является необходимым фундаментом для дальнейшего развития коллективного правила. Пиаже различает поведение, в котором ребенок получает удовольствие от соблюдения закономерности, порядка, и поведение, в которое входит элемент обязанности. Этим элементом обязанности и отличается правило, в собственном смысле этого слова, от простой закономерности.

Отношение обязанности появляется с того момента, когда возникает группа, по крайней мере, из двух индивидов. Собственно развитие игры с правилами Ж. Пиаже анализирует на материале наблюдений за традиционной для европейских детей игрой в шарики J. Он различает в игре правило переданное то есть внушенное игрой старших детей, переходящей из поколения в поколение и правило стихийное то есть возникшее между детьми на какое-то время.

Пиаже интересуют две группы явлений в детской игре с правилами: В применении правил выделяются четыре последовательные стадии: Для сознания правил характерны три стадии: При этом, по данным Ж. Пиаже, возрастные границы стадий достаточно условны, индивидуальные вариации возраста перехода от стадии к стадии очень велики и зависят от условий жизни ребенка.

В то же время, анализируя в целом развитие детской игры, Ж.

осваиваемое детьми содержание что это нелегко

Piaget, отмечает, что в соответствии с развитием интеллекта, ее характер определяется тремя последовательно появляющимися структурами: Причем, с возникновением, отношений кооперации правило может подчинять себе предшествующие структуры. Развертывание игры с правилами возможно на материале как простого сенсомотррного упражнения, так и символического действия. Развитие отношения ребенка к правилу Ж. Piaget, рассматривает в более широком контексте его отношений с другими людьми.

Характер правила изменяется в зависимости от последних. Сначала это бессознательное и необязательное правило правило для себя , затем появляется правило принудительное, внешнее в играх с правилами оно черпается из примера старших , имеющее для ребенка абсолютный характер, обусловленный престижем, авторитетом старших. И на стадии кооперации с включением ребенка в общество равных возникает правило рациональное. Оно имеет обязательный характер, но основано на договоре, взаимном соглашении, относительно, то есть может изменяться при условии общего согласия, и внутренне необходимо каждому ребенку для справедливой игры.

При этом по своему психологическому существу спонтанное моторное правило ближе к правилу рациональному нежели к принудительному. Оба они внутренне приняты, относительны, изменяемы, несут в себе творческое начало. Пиаже подчеркивает, что, как отношения кооперации не происходят из отношений принуждения, а вытесняют их по мере взросления ребенка, так же и рациональное внутреннее правило не происходит из правила принудительного, внешнего, а вытесняет его.

Смена принудительного правила рациональным во многом зависит от отношений взрослых с ребенком: Пиаже отмечает, что возникающие в совместной игре детей стихийные правила то есть правила без образцов старших принимают для них обязательный характер раньше, нежели правила наблюдаемых ими традиционных игр.

Он фиксирует появление простых стихийных правил на материале сенсомоторных действий уже в совместной игре младших дошкольников в возрасте до 5 лет. Итак, по мнению Ж. Пиаже, источниками игры с правилами могут быть как сенсомоторные упражнения, так и символизм, при условии, что они становятся коллективными. Для возникновения обязательного, внутренне принятого правила необходима элементарная кооперация, то есть отношения взаимного уважения, обоюдности хотя бы двух участников.

Garvey, , обращается внимание на то, что неосознанное правило появляется у детей достаточно рано в совместной деятельности а не только как индивидуальный ритуал в виде стихийно складывающейся ритуализованной игры-взаимодействия, в которой реализуется потребность ребенка в контроле за действиями окружающих. Ритуализованное взаимодействие ритмично и совместно повторяющиеся действия имеет своим содержанием простейшие действия движения, действия с предметом, речевые действия и т.

Усложняется и сам характер ритуала — дети переходят от обмена одинаковыми действиями к обменам, включающим продолжение действия партнера по смыслу.

Библиотека

Указывая на такую раннюю форму взаимодействия детей, К. Гарви также считает, что игровое правило имеет своим истоком и взаимодействие ребенка со взрослым, которое уже в раннем возрасте строится как игровое, где взрослый — партнер ребенка. Гарви считает, что для развития совместной игры детей необходимо овладение таким универсальным правилом человеческого взаимодействия и коммуникации, как реципрокность — направленность действий на партнера и ожидание его ответного действия, которое соединяется с конкретными правилами действий с определенными предметами, в определенной ситуации и т.

Модели совместной игры задаются ребенку взрослым уже в раннем возрасте и от них во многом зависит развитие игры ребенка в дальнейшем. Основываясь на данных Д. Гарви, можно заключить, что, по-видимому, имеются как бы три пути, которые, интерферируя, определяют становление игры с правилами у ребенка. Эта линия сама по себе вряд ли приводит к игре с правилами в ее специфических характеристиках. Второй путь — приобщение к традиционной игре через наблюдение действий старших. Он задает ребенку более сложный комплекс готовых правил, но обычно это подвижные игры, где трудно уловить общую специфичную для игры с правилами схему деятельности; дети выделяют лишь отдельные правила действий и фиксируют внимание на достижении индивидуального результата.

К тому же, практика современного дошкольника в этом плане весьма ограничена. Не случайно Всемирная организация по дошкольному воспитанию обращает сейчас большое внимание на проекты по возрождению в детской практике традиционных игр И. Ивич, ; Play and Culture, Отсюда — актуальность третьего пути — целенаправленной педагогической организации условий для освоения детьми игры с правилами как специфической деятельности.

Какими должны быть эти условия? Каким образом педагог может стать проводником детей в мир игры с правилами? Как готовить и погружать детей в эту специфическую деятельность, чтобы она становилась их самостоятельной совместной деятельностью со своими специфическими развивающими функциями, невосполнимыми никакой другой деятельностью или восполнимыми лишь отчасти?

В дошкольной педагогике мысль исследователей в основном фиксируется на развитии и воспитании ребенка через игру то есть через дидактическое содержание и задачи в организуемой и проводимой педагогом деятельности детей. Гораздо меньше внимания уделяется развитию игры с правилами как специфической деятельности во всяком случае, подбор игр для разных возрастов основан более на интуиции и усложнении дидактических задач; может быть, по этой причине они и не переходят в самостоятельную деятельность детей.

Говоря об организации условий для освоения детьми игры с правилами, необходимо определить содержание усвоения, примерные возрастные этапы, средства, используемые педагогом, предполагаемые сдвиги в самостоятельной деятельности детей. При этом мы полагаем, что освоение игры с правилами может идти параллельно и достаточно независимо от развития сюжетной игры. Базируясь на данных уже имеющихся исследований относительно развития игры с правилами, анализе ее как специфической деятельности, можно определить общее направление ее формирования у детей.

Удивительно, но факт! В результате последовательных разнообразных упражнений дошкольники осваивают сериацию как способ познания свойств размера, количества, чисел.

По нашему мнению, оно заключается во введении правила как обязательного предписания к совместным действиям, как достояния кооперации ребенка со взрослым и со сверстниками. В этом формирование игры с правилами должно идти аналогично формированию специфических способов построения совместной сюжетной игры, то есть у детей сразу создается ориентация и на содержание действий, и на партнера см.: Проблемы дошкольной игры, На ранних этапах дошкольного детства года содержанием формирования должна выступать универсальная схема поочередного реципрокного взаимодействия как основа всех дальнейших разнообразных форм совместной деятельности.

6. Прошлое, настоящее и будущее системы.

И уже на этом этапе взаимодействие участников должно включать правило, реализующееся в простых результативных действиях каждого из них обмен одинаковыми действиями с общим игровым материалом предметом. Овладение схемой поочередного взаимодействия при предоставлении детям разнообразного материала может приводить к расширению диапазона разнообразных самостоятельных совместных действий по элементарному правилу. В качестве средства формирования таких простых совместных действий по готовому правилу может использоваться целостный образец взаимодействия старших взрослых , уже содержащий правило действия с предметом.

осваиваемое детьми содержание что это все

Поскольку детям раннего и младшего дошкольного возраста свойственно стремление к подражанию, эмоциональность поведения старших, простота правила его очевидность, открытость для воспринимающих , а также наличие общего для всех детей образца обеспечат перенос взаимодействия по правилу в самостоятельную деятельность. Простое ритуальное взаимодействие основанное на неосознаваемом, стихийном правиле будет усложняться за счет готового, но не принудительно заданного взрослым правила.

Удивительно, но факт! Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов , что способствует как развитию, так и саморазвитию детей. С одной стороны, она предполагает формирование уважения к детям, воспитанным в других культурных традициях, а с другой - развитие самоуважения, умения в цивилизованной форме высказывать свое мнение и отстаивать его, без этого толерантность у ребенка, требующая от него постоянного согласия и терпимости, может привести к искажению его личностного развития, к пассивности либо к обратной реакции - немотивированной агрессии.

Именно добровольное подражание образцу может уже внести элемент обязательности отношения к самому правилу обусловленный желанием участников сохранить образец. Следующий этап формирования, на наш взгляд, должен быть связан с освоением детьми специфических характеристик игры с правилами — критериев выигрыша и возникающих на этой основе установки на выигрыш, элементов состязания, цикличности,— обычно скрытых от ребенка при освоении игры путем традиционной передачи.

По рубрикам:

Средством формирования на этом этапе должна быть совместная деятельность взрослого с детьми, где он как участник равный член кооперации развертывает с детьми конкретные схемы игры с правилами, но включающие целостный процесс построения игры реализация цикла, фиксация выигрыша, переход к следующему циклу и т.

В этих условиях подчинение готовым правилам определяется не столько авторитетом взрослого, сколько желанием ребенка сохранить совместную деятельность и обеспечить свой успех выигрыш по мере ее развертывания. При такой позиции взрослого не стоящего над детьми, а в равной мере притязающего на успех правило принимается добровольно, но его соблюдение — обязательно для участников. Мы полагаем, что при таком воздействии взрослого самостоятельная деятельность, хотя и в рамках готовых, усвоенных правил, станет более устойчивой и привлекательной для детей.

Сложившаяся установка на выигрыш будет способствовать взаимной нормативной регуляции действий на основе правила , усиливать произвольность действий без привходящих условий, не специфичных для игры с правилами ролевого, сюжетного обрамления игры. Есть все основания считать, что освоение игры с правилами с ее специфическими характеристиками становится возможным к среднему дошкольному возрасту.

Читайте также:

  • Закон об увольнении при ликвидации предприятия
  • Приватизация квартиры в йошкар оле документы
  • Функции юриста в трудовом договоре
  • Юристы консультации по телефону в магнитогорске
  • Сколько окладов должны выплатить при сокращении
  • Круглосуточная консультация юристов по наследству